«PА-500»
«PА-500» (Рис. 1) является модификацией усилителя «УМ-300М1». Разница заключается в том, что эта конструкция выполнена по 2-х тактной схеме, которая имеет очевидное преимущество: отсутствие чётных гармоник в спектре выходного сигнала.
Все рекомендации по конструктивному исполнению и компоновке деталей остаются такими же,как в «УМ-300М1». Количество ламп в каждом «плече» усилителя может быть от 1 до 3 шт. ГУ-50. Можно, конечно же, поставить и больше, но при этом неизбежно возникают трудности связанные с увеличением ёмкости монтажа, т.е. настройка выходного контура на ВЧ диапазонах станет весьма проблематичной. Оптимальное количество – по две лампы в каждом «плече».
Трансформаторы Tr1 и Tr2 изготавливаются из тонкого телевизионного кабеля РК-75 диаметром 3…4 мм, который используется в квартирах для разводки сигнала на несколько телевизоров. Каждый трансформатор содержит 7…8 витков такого кабеля на отрезке ферритового стержня H400…600НН подходящего размера, чтобы поместилась вся намотка (виток к витку), предварительно обмотав его лакотканью. Обмотка связи (С, D) мотается проводом ПЭВ-1 d = 1…1,5, причём с таким натяжением, чтобы он «утопился» между витками кабеля.
Диоды D5…D8 – 1N5408, или им подобные. Из русских – КД202Р.
При использовании в усилителе до 4-х ламп – данные выходного контура можно без каких-либо изменений применить от «УМ-300М1».
Tr3, Tr4 – 2 х 6…8 витков провода МГТФ-0,35 (для Тр3) и МГТФ-1,0 (для Тр4).
Tr5 – любой накальный трансформатор, способный обеспечить ~12…13v при токе 4…4,5 А, и имеющий ещё одну обмотку ~13…18v для коммутации реле приём/передача.
Правильно собранный, из исправных деталей усилитель в настройке практически не нуждается, хотя лампы всё-таки стоит подобрать хотя бы по начальному току. Конечно, 2-х тактная схема сложнее обычной, но в данном случае усилитель получается действительно близким к тому, чтобы его можно было назвать линейным.
Вам нужны TVI? Нет? Тогда – стоит взяться за паяльник. :-)
Рис.1 Принципиальная схема усилителя.
В. Гладков (RW4HDK)