Назад Оглавление Вперед |
Здесь я хочу обратить внимание всех, кто собирается организовать такие экспедиции на очень важный момент работы аппаратуры в них. Аппаратура в экспедициях включается только раз, в самом начале экспедиции. Включается, но не выключается! Она должна работать круглые сутки. Это касается ВСЕЙ аппаратуры, но особенно это касается ламповой аппаратуры. Трансивер, усилитель мощности может проработать в условиях комнаты в течение многих лет. Но он может выйти из строя на другой день экспедиционной работы. Итак, ламповый трансивер, несмотря на мои протесты был выключен. Сетевой трансформатор (он был самодельным) этого трансивера сильно гудел и мешал спать. На другой день утром, после попытки включить этот трансивер он задымился, заискрил, и перестал работать. Мои попытки отремонтировать его не увенчались успехом. Я смог восстановить работоспособность только на прием. При включении трансивера на передачу в нем в нескольких местах возникала дуга и постепенно отгорали "лишние" детали в разных местах трансивера.
В связи с этим необходимо заметить, что не стоит планировать производить ремонт аппаратуры в условиях экспедиции. Как показывает мой опыт невозможно взять с собой все детали для ремонта. Все равно, что-то не сможешь взять с собой, или произойдет повреждение вновь установленной детали, и трансивер выйдет из строя. Необходимо чтобы аппарат не ломался во время экспедиции. Главная профилактика при этом заключается в том, чтобы его не выключать из работы. Если аппарат при своем включении заработал в экспедиции, то пускай он работает и дальше. Стоит нам его выключить, как неизбежно произойдет засасывание внутрь его влаги. На Ай-Петри, ночью спустилась туча и влажность в нашей комнате стала близка к 100%. Трансивер охладился, и создались условия для конденсации внутри него влаги. В результате этого капельки воды находящиеся в воздухе была засосаны в трансивер, осели на его деталях, и намочили пыль, которая неизбежно присутствует на высоковольтных частях схемы. Эта пыль стала проводящей, и при включении высокого напряжения произошел где пробой этой пыли, где утечка тока через влажные пылевые дорожки.
Если же аппарат теплый, постоянно работает, то влага внутри него не конденсируется даже в условиях 100% влажности воздуха. Из за внутреннего тепла, выделяемого при работе аппарата, его детали все время высыхают. Условий для конденсации влаги внутри аппарата не возникает. В результате этого ламповый трансивер или усилитель мощности может проработать в экспедиции даже в сильно влажных условиях весьма долгое время.
По этому поводу я хочу напомнить одну из старых инструкций по эксплуатации ламповой приемопередающей аппаратуры на радиоцентрах. В ней запрещается выключать ламповую аппаратуру, даже если она не используется для работы. Максимум, что при этом можно делать - это снимать анодное напряжение, оставляя включенным накал ламп. И только для проведения ремонта или профилактических работ, аппаратура выключается из сети. Я видел на этих центрах радиоприемники, включенные более 20 лет назад, и не выключаемые весь этот период. Даже лампы в некоторых приемниках меняли, не выключая приемники из сети! Эта специфика эксплуатации ламповой аппаратуры на приемопередающих центрах. Но, мы эту инструкцию не выполнили. Итак, ламповый трансивер уже не подлежал восстановлению в экспедиционных условиях (сейчас этот трансивер после замены нескольких сгоревших деталей вполне нормально работает). Для работы из экспедиции на КВ диапазонах у нас осталась радиостанция Р-143 и два моих трансивера на 160-80 метров и на 40 метров. Мы убрали ламповый трансивер, достали мои трансиверы и произвели их подключение. Эти трансиверы были неоднократно испытаны мной в различных моих экспедициях, не подвели они нас и здесь.
Что еще удивляет при работе трансиверов прямого преобразования (а это были трансиверы прямого преобразования) из горной экспедиции - это полное отсутствие фона переменного тока в наушниках при их работе. В условиях города трансивер прямого преобразования часто работает с фоном переменного тока, принимает гармонику мощных радиостанций, работающих в городе. Вдали от города, где нет всего этого, работать на такой трансивер одно удовольствие!