Назад Оглавление Вперед |
Конечно, я хочу остановиться на достопримечательностях Ай-Петри. Практически каждый мы с ними встречались, и к концу экспедиции уже привыкли к ним. Но все таки, все время нами чувствовалась эта незабываемая и непередаваемая атмосфера окружающих нас древностей и современных замечательных вещей.
Конечно, самой большой нашей достопримечательностью был сам пик Ай-Петри. Он возвышался над нашим местом и в редкие минуты, когда облака рассеивались представлял собой замечательное зрелище. Пик Ай-Петри представляет собой огромный коралловый риф. Кораллы в море живут на небольшой глубине, до 100 метров. Но высота Ай-Петринского рифа превышает 600 метров. Это говорит о том, что дно древнего моря медленно опускалось, а кораллы, чтобы выжить постоянно достраивали свои дома. Прошли миллионы лет, и период опускания сменился периодом подъема. Колония кораллов поднялась над уровнем моря. Замечательный трехотростковый вид Ай-Петри обязан очевидно результатам выветривания породы кораллов, однако существуют и другие версии происхождения ее вида. Древние греки считали, что Зевс поразил Ай-Петри молнией, чтобы она была ниже священной горы Олимп. В результате удара молнии Зевса Ай-Петри превратилась в трезубец, который должен людям всегда напоминать о силе богов.
Каждый камень Ай-Петри буквально пропитан историей. Крым освоен человеком очень давно, еще в незапамятные времена. На Ай-Петри, недалеко от горы Бедене-Кир, буквально в 5 километрах от нас находится стоянка пещерного человека. Многие тропинки в горах существуют многие тысячи лет. Может по ним ходили наши предки с каменным оружием в руках добывая себе пропитание. В античное время, древние греки широко осваивали Крым. На месте нынешней Ялты, которая находилась в 12 километров по прямой видимости от нашей стоянки находится древне греческое поселение Сикита. Большая часть этого древнего города в настоящее время находится под водой на дне моря.
Гора Ай-Петри служила грекам маяком в их плавании по негостеприимному Черному морю. Они называли гору Ай-Петри "Баранья гора" из-за некоторого сходства горы с головой барана.
Греки в основном селились по побережью Крыма, они редко поднимались на Крымское плато. Это было связано с тем, что плато тех времен были покрыты лесами, где жило много диких зверей - львов, медведей, волков и где обитали "дикие" племена. После распада Греции контроль над бывшими греческими колониями захватил Рим. Римляне со свойственной им педантичностью связали многие крымские города, расположенные на побережье мощеными камнем дорогами, которые проходили по побережью и по плато. Недалеко от горы Ай-Петри по плато проходит древнеримская дорога "Via milatory", которая связывала старинный город - государство Херсонес (основанный греками в 5 веке до нашей эры), с римской крепостью Харакас (основана во 2 веке до нашей эры), расположенной на мысе Ай-Тодор.
В период расцвета Херсонеса в нем жило (ориентировочно) более 20000 жителей. Это очень значительное число жителей. Херсонес был крупнее многих городов древней Греции. Древняя крепость Харакас большей своей частью находится на дне Черного моря. Во время одного из мощных древних землетрясений море наступило на побережье и поглотило многие древнегреческие города. Сейчас около руин крепости Харакас находится известный в Крыму замок "Ласточкино гнездо".
Но от пребывания римлян в Крыму осталась дорога, проложенная между этими городами и некоторой своей частью проходящая по плато. Вот уже 2000 лет этой дороге, и ей до сих пор пользуются местные жители. Дорога выполнена под небольшим наклоном, и дожди и ветры постоянно ее очищают от грязи, снег с нее сдувается ветром. Она проходит по возвышенным местам на плато и большая часть времени года эта дорога чистая и ей можно пользоваться. Дорога проходит по благоприятным геомагнитным линиям земли, и когда идешь по дороге, то даже с тяжелым рюкзаком не чувствуешь усталости. Во время своих путешествий по Крыму мне тоже приходилось ходить по этой дороге.
С Николаем Михайловичем я хотел вновь попасть на эту древнюю дорогу. Мы практически дошли до нее, но непогода заставила нас вернуться. Римляне, которые активно осваивали греческие колонии ссылали туда христиан. В те далекие времена начала нашей эры Крым был местом заключения, куда ссылались преступники. Заключенные, рабы, христиане строили дороги, добывали крымский камень, выращивали виноград, садили рощи грецких орехов. Многие древние рощи грецкого ореха, посаженные в Крыму в начале нашей эры, остались до наших дней. Некоторые ученые считают, что некоторым деревьям грецкого ореха в этих рощах по 2000 лет. Хотя другие считают, что деревья грецкого ореха не живут более 500 лет. Так что это спорный вопрос…
Именно в Крыму была широко развита система древних монастырей, и среди них пещерных монастырей. Многие пещерные монастыри сохранились до наших времен. Возле многих монастырей впоследствии возникли крупные Крымские города - крепости. На ровной площадке под горой Ай-Петри был раньше древний монастырь, основанный предположительно в I веке нашей эры. Монастырь носил название "Святой Петр". Сейчас непонятно, то ли в честь монастыря называется плато Ай-Петри (Святой Петр) или плато было названо так ранее. Ай-Петри также переводится как "Святой камень". Есть предположение, что это был жертвенный камень древних таврских племен, и на вершине Ай-Петри ими приносились жертвы в честь языческих богов.
Сейчас внизу под пиком Ай-Петри остались только развалины монастыря, который как считают был разрушен в 14-15 веке. Недалеко от нас на горе Бойко находился другой древний монастырь, вокруг которого впоследствии был основан древний город. С этого города шла древняя дорога по плато в Ялту. Как раз около этой древней дороги было место нашего дневного выхода на природу. Дорога эта раньше была мощеная камнем, но сохранилась она много хуже древней римской дороги, и от нее остались лишь отдельные каменные фрагменты. На них хорошо видна колея от древних повозок. За несколько веков от колес повозок образовалась колея в некоторых местах глубиной до 10-20 см. Нам не удалось сфотографировать эту дорогу, потому, что когда с Николаем Михайловичем я дошел до нее, упало облако и пошел сильный дождь. Нам пришлось спешно возвращаться в наш приют, так как мы вышли в это путешествие недостаточно хорошо одетыми для плохой погоды. Позже у нас не было времени что бы повторить еще раз этот маршрут. После 15 века жизнь на плато практически прекратилась из за разрушительных войн средневековья. Были разрушены практически все пещерные и горные города. Только после 18 века, после присоединения Крыма к России полуостров постепенно стал заполняться людьми. Возрождались многие древние города, прокладывались дороги, связывающие места Крыма.
По Ай-Петринскому плато проходит дорога Бахчисарай-Ялта, построенная русскими солдатами в середине 19 века. Дорога спускается с Ай-Петри в Ялту по крутым склонам - в некоторых местах крутизна склонов доходит до 80 градусов. Спуск с Ай-Петри в Ялту по этой серпантинной дороге до сих пор представляет собой непростое дело. Во время зимы эту дорогу часто заносит снегом.
В этом случае хозяин нашего приюта - Владимир Романович расчищает эту дорогу на мощном тракторе. Во время постройки этой дороги на скале Шишко (названной по имени инженера, строившего эту дорогу) была построена смотровая площадка. До сих пор с этой смотровой площадки люди любуются неповторимыми видами, открывающимися с плато Ай-Петри.
Во время строительства (в середине 19 века) дороги на плато построили трактир "Милости прошу" - на месте которого сейчас находится наш туристский приют и метеостанция, которая передавала сводки погоды на плато в Ялту. Но только в 1895г. эта метеостанция была оборудована в соответствии с тогдашними стандартами, и вошла в реестр метеорологических станций Российской империи.
До сих пор сохранилось здание метеостанции постройки 1895 года. Метеоплощадка конечно претерпела значительные изменения, но до сих пор на метеостанции на складе остались те древние приборы, которые были использованы на ней в начале 20 века. Смотритель метеостанции (Озеров Вячеслав Михайлович) обещал нам их показать, но как обычно объективные обстоятельства помешали. То Вячеславу Михайловичу было некогда - он занимался работой на метеостанции, то мы находились в путешествии на плато. Другой достопримечательностью плато является ветро электростанция, о которой уже было написано выше. Она была поставлена в 1988 году. При установке ветро электростанции, был разрушен ее винт и с тех пор так и стоит эта электростанция как какой-то фантастический, неземной объект.
Еще одной древней достопримечательностью Ай-Петри является называемый "Ай-Петринский меридиан".Это репер, знак для которого определили его точные географические координаты. Он был установлен в 1913 году и представляет собой чугунный земной шар на постаменте. Координаты этого репера - 44/28// северной широты и 34/,3// восточной долготы. Благодаря привязке к этому знаку была проведена картографирование плато и примыкающих к нему территорий. Но земной шар наверху постамента оказался удобной мишенью для различных любителей проверить свою меткость. Стреляли в него во время революции 1917 года, во время второй мировой войны. До середины 80-х годов земной шар стоял с дыркой в вершине и с пробоинами от пуль. Позже был произведен его косметический ремонт, но до сих пор в нем ясно видны следы большой пробоины и следы пуль. До настоящего времени "Ай-Петринский меридиан", как картографический репер не потерял своего значения.
Другой достопримечательностью Ай-Петри являются громадные шары из диэлектрического материала, которые закрывают антенны радиолокационных станций и станций космической связи. Военные прочно обосновались на Ай-Петри и похоже еще долго будут там. Но военные выполняют много полезной работы для гражданского населения. Во время сильных снегопадов зимой они расчищают дороги от снежных заносов, в случае каменных оползней, расчищают дорогу от камней. Иногда привозят воду для метеостанции и туристского приюта, помогают по хозяйственным делам.
Вот вроде бы и все достопримечательности этого гостеприимного для нас места. Хотя, пожалуй, нет. Пещеры. Многие из пещер на плато закрыты для посещения (хотя, конечно, при большом желании туда можно попасть). На плато 302 обнаруженные пещеры. Конечно, на самом деле их гораздо больше, и практически каждый год спелеологи открывают 1-2 пещеры на плато. Мы побывали в одной открытой для посещения карстовой пещере с названием "Пирамидальная". Эта пещера была открыта в 1996 году, и находилась в нескольких километрах от нашего туристского приюта. Члены нашей экспедиции с удовольствием спустились под землю, почувствовав себя спелеологами.
Вот сейчас описание достопримечательностей Ай-Петри, которые были вокруг нас закончены. Надеюсь оно будет полезно тем, кто последует нашему примеру и поведет свою DX экспедицию в этом замечательном месте.