Назад Оглавление Вперед |
На Ай-Петри практически постоянно дует ветер. Это неотъемлемый атрибут Ай-Петринского плато. Постепенно ветер стал девятым членом нашей QRP - экспедиции. Поэтому я хочу в своем рассказе остановиться на нем. Наш приют находился в яме, где ветер не ощущался. Но стоило только отойти на сто метров в любую из сторон от приюта, как сразу мы попадали под ветер. Я уже писал о ветроэлектростанции, которая была построена на горе Бедена-Кир до второй мировой войны. Эта ветроэлектростанция так и не дала энергии. После окончания войны она постепенно разрушилась. Теперь только руины напоминают о ее бывшем существовании.
В наше время тоже решили построить ветроэлектростанцию на Ай-Петри. На кромке плато, на высоте 1200 метров над уровнем моря была установлена в 1988 году ветроэлектростанция. Она была сделана в Голландии, в стране где придают большое значение развитию ветровой энергетики. Но, плато не хочет снабжать людей электроэнергией. При установке ветроэлектростанции с помощью вертолета обломалась одна из лопастей электростанции. Остальные лопасти сняли, так как они могли привести к дрожанию и разрушению конструкции ветроэлектростанции.
Потом началась перестройка, затем и вовсе развал Советского Союза. Сейчас в республике Крым нет денег на восстановление этой ветроэлектростанции. Так теперь и стоит эта ветроэлектростанция как какой-то неземной объект. Будет очень обидно если эту ветроэлектростанцию постигнет судьба той, построенной до войны ветроэлектростанции и она со временем разрушится. Было бы замечательно если бы эту ветроэлектростанцию достроили, и ее громадные лопасти крутились под Ай-Петринскими ветрами давая электроэнергию человеку.
Другим проявлением ветров на Ай-Петри является своеобразный вид деревьев, которые растут там. Вообще, когда сейчас видишь пустынную, безлесную поверхность плато, трудно поверить в то, что еще 200-300 лет назад плато покрывали густые леса. Из корабельных лесов Крыма была построена русская Севастопольская флотилия, которая участвовала в Крымской войне. Но время шло, и с освоением Крыма леса уничтожились.
На плато производили древесный уголь из этих вековых лесов. Из леса строили корабли, дома на побережье. Недалеко от нашего приюта находится старинная дорога. Она проходит по плато и выходит к пропасти над побережьем. Раньше лес возили по этой дороге и сбрасывали его в пропасть на побережье. Деревья падали прямо около другой дороги, которая уже шла вдоль побережья. Так наши предки решили проблему с транспортировкой леса с плато вниз на побережье. Так и осталась эта дорога, проходящая по плато. Раньше эта дорога проходила среди лесов, теперь же она идет по голому плато. Так человек преображает природу вокруг себя и оставляет после себя на Земле пустыню.
Теперь невероятно трудно восстановить первоначальный вид лесов на плато, это может занять не одну сотню лет. Для этого должны вырасти деревья, под защитой которых выросли бы другие, более сильные деревья, и так далее. В результате возможно возрождение прежних лесных массивов, которые раньше покрывали плато. Но в наше время этим никто не занимается, а само по себе восстановление леса очень непростое дело, да и наверное невозможное. Когда леса на плато были вырублены, сильнейшие ветра сдули плодородный слой почвы с плато и обнажили камни. Теперь должны пройти многие столетия, а может быть и тысячелетия, чтобы на плато возродился плодородный слой земли, на котором могут расти деревья.
Следует заметить, что в древнеримских и древнегреческих описаниях природы Крыма описывается, что полуостров покрывали большие леса, в которых водились медведи, тигры и львы. Другая "мелочь" - лоси, олени, волки - считались обычными крымскими животными. В древнеримских и древнегреческих названиях существующих и существовавших в Крыму, до сих пор упоминаются названия "медведь", "лев", "тигр". Но с освоением Крыма людьми и вырубкой леса исчезали постепенно львы, тигры. Ориентировочно они исчезли к началу X века. Затем к середине 19 века - времени интенсивного освоения Крыма исчезли медведи. В наше время, к 60-м годам 20 века были истреблены крымские волки, которые представляли собой уникальный вид хищников. С исчезновением лесов зверям становится негде жить рядом с человеком.
На плато стоят небольшие рощи Крымской сосны, верхушки которой у всех деревьев этой рощи обломаны. Сильнейшие ветра, постоянно дующие на плато, обламывают верхушки деревьев. Так и стоят на плато рощи деревьев с обломанными верхушками, напоминая какой-то фантастический пейзаж. На плато обычны ветра со скоростью до 50 м/сек - 180 километров в час! Вот и растет там необычная малорослая крепкая крымская сосна с обломанными ветром верхушками. Еще более странное зрелище представляют собой одиночные деревья. Поскольку ветры имеют обычно определенное направление, то ветки деревьев направлены в одну сторону. Так и стоят эти деревья-флюгеры, указывая господствующее направление ветра в данной местности.
Особенно сильны ветры в зимний период, где они практически всегда достигают своего максимального значения. В это время от здания метеостанции, которое отделяет от площадки с метеорологическими приборами, около 50 метров протягивают канаты, вдоль которых служитель метеостанции добираются до площадки для снятия показаний приборов. Хотя на многих метеорологических приборах стоят электронные датчики, но все-таки они выходят из строя, особенно зимой. Поэтому необходим личный контроль метеорологических приборов.
Наличие ветров на плато привело к тому, что все здания на Ай-Петри стоят на тех местах, на которых они были построены много лет назад. Просто других, защищенных от ветра, мест нет для постройки новых зданий на плато. Метеостанция была построена в конце 19 века, официально в документах она упоминается как официальный метеопункт в 1895 году. Но сама метеостанция существовала задолго до этого срока, есть сведения, что сводки погоды на плато передавали в Ялту, начиная с 1860 года. С тех пор (с 1895 года) здание метеостанции лишь немного изменилось и внешне дошло до нас практически таким, каким оно было сто лет назад. На месте нашего приюта 100 лет назад располагался трактир "Милости прошу". В этом трактире было 4 комнаты для отдыха путников. Это удивительно, но здание приюта как по размеру, так и по количеству комнат для туристов практически аналогично трактиру! Само здание трактира, как нам рассказывал хозяин приюта, сгорело во время войны. Приют был построен на месте трактира в 1950 году, позже к зданию приюта пристроили ресторан, который примерно в два раза больше по размерам нашего приюта.