Антенный актуатор «Супер Мощный Жак»
Давно мечтал приспособить спутниковый актуатор, и вот наконец получил это забугорное чудо – HARL3618+.
Размеры впечатляют, длина в сложенном состоянии почти 60 см, а с полностью выдвинутым штоком 110 см.
Первое, что захотелось с ним сделать – разобрать и посмотреть из чего он состоит :). Но решил сначала испытать, на что он способен. Попытки подъема с его помощью шести нашедшихся в гараже кирпичей показали, что даже при питании напряжением 12 вольт (вместо паспортных 36) для «мистера Жака» это игрушечное занятие. Ток двигателя даже не достиг 0,6 А, а сам двигатель даже не замедлил скорость. Задача посерьезнее – между болтом на моторном блоке и наконечником штока привязан оцинкованный провод диаметром 4 мм, подано 24 Вольта – рвет провод «как тузик тряпку», правда ток подпрыгнул до 1,7 А. С несколько меньшим усилием (ток 1,4 А) поднимает вес 85 килограммов. Больше издеваться не стал, производитель гарантирует усилие 250 кГ, поверим на слово.
Измерил скорость перемещения штока при напряжении 36 вольт – примерно 6 мм секунду с нагрузкой «6 кирпичей». Погонял 30 минут с такой нагрузкой – двигатель даже не нагрелся. Осматриваю со всех сторон, проверяю люфт штока, и вот оно – первое разочарование – люфт около 0,4 мм. Это много, нужно при разборке посмотреть в чем дело.
Замечу, что ГЕРМЕТИЗАЦИЯ этого блока никакая, как впрочем и всего устройства в целом. При использовании вне помещения обязательно надо устанавливать дополнительные чехлы и манжеты.
Разбираю.
Открутив единственный болт на моторном отсеке, с легкостью отсоединяю шток вместе с наружной трубой от моторного блока. Так выглядит моторный блок.
Теперь снимаю крышку моторного блока.
Под крышкой обнаруживаются клеммные колодки, кулачковый вал, пара микропереключателей и непонятного назначения диск(с левой стороны)
Изучив схему на крышке блока прихожу к выводу, что это магнит, а ниже его расположен сенсор, или магнитный датчик. Магнит закреплен на выходной шестерне редуктора и вращается синхронно с винтовым валом. Измеряю количество импульсов на оборот – очень мало, всего 6. Не утерпев, снимаю магнит и вставляю в отверстие вал оптодатчик от мышки – как тут и было!
Осталось вклеить ось и разместить оптопару в нужном месте.
Все таки 40 импульсов на оборот – уже что то!
Продолжаю осматривать эту часть моторного блока. Обнаруживаю кулачки рядом с микровыключателями, это ограничители перемещения штока. На микровыключателях пара диодов, ведь управление идет всего по двум проводам, с помощью реверса питания.
Радует, что кулачки легко переставляются, значит ограничить ход штока не составит труда.
Откручиваю площадку, на которой все это стояло и переворачиваю ее. На фото слева промежуточная шестерня привода штока, справа – шестерни редуктора ограничителя хода. Эти мелкие шестеренки связаны с кулачками ограничителя.
Ну и вот самая большая, шестерня, связанная с винтовым валом.
В центре видно углубление, это простейший вариант соединения вала с шестерней.
Осталось разобрать мотор, посмотреть что и как. Он чем то похож на двигатель от вентилятора жигулевской печки, примерно такой же мощности 25-40 Ватт.
Это ротор.
Это передняя крышка с щеткодержателем.
Это задняя крышка. Разочаровало то, что вместо подшипников стоят бронзовые втулки,
Значит срок службы ограничен.
Ну вот и все с мотором, теперь самое интересное – узел штока.
Устроен он просто – Внешнияя труба –чехол, в ней со стороны моторного узла закреплен подшипник,
в подшипнике гайкой зафиксирован хвостовик винтового вала. Сам шток напрессован на капроновую гайку и вставлен во внешнюю трубу.
Вот узел в разобранном состоянии.
Наконечник штока запрессован в шток.
При разборке обнаружилась причина люфта – гайка, крепящая хвостовик винтового вала не доставала до подшипника доли миллиметра, из-за чего винтовой вал свободно перемещался вдоль оси. При обратной сборке установил шайбу и сильно затянул гайку, люфт исчез. На фото виден отрезок стержня, вставленный в отверстие в конце вала, это «муфта», соединяющая вал с шестерней моторного блока.
Ну и наконец винтовой вал и гайка.
Вал довольно тщательно обработан, гайка сделана из похожего на капрон материала.
Интересен профиль резьбы на валу:
В отечественной технике такой не встречался.
Данные резьбы. Шаг 1/8 дюйма (3,175 мм) , диаметр наибольший примерно 13 мм , диаметр наименьший – примерно 10,5 мм. Ну вот вкратце и все о «Мистере Жаке». Как приспособить его, уже давно и не мной придумано, осталось засучить рукава!
Примечание: «ЖАК» – в шахтерской среде так называют устройства для подъема, опускания и перемещения грузов, так что название этого актуатора себя оправдывает.
73! UA9XBI