|
||||||
\главная\р.л. конструкции\ao40\... |
АО40. Фортуна против.
АО-40 это связной суперспутник последнего поколения хотя после взрыва на
борту осталось в рабочем состоянии всего четверть возможностей и наземная
команда просто не тестировала многие системы опасаясь выхода из строя того что
уже работает как было с S-1 передатчиком который исправно отработал 2 месяца, а
теперь не подлежит восстановлению. История с запуском это отдельная статья -
первый спутник взорвался на Ариане 5 при запуске. Тот что летает сейчас - это
второй, резервный комплект. Запущен так же на Ариане на геостационар и
после включения разгонного дивгателя для вывода на конечную орбиту борт
замолчал.
AMSAT OSCAR 40 Был запущен 16 ноября
2000г в 01:07 UTS ракетоносителем Ариан 5. Носитель вывел на орбиту четыре
спутника общим весом 6293.5 КГ из которых 646 КГ занял Фаза-3Д который покинул
носитель последним. В 01:53 Фаза-3Д переименованный в АО-40 успешно отделился от
Ариана. Проект АМСАТ Фаза-3Д начался в 1991 году и сразу же возникли сомнения
сможет ли радиолюбительское сообщество создать настолько сложный и
многофункциональный аппарат и если сможет то будет ли он летать. Проекту
невезло много раз , ему не хватало денег катастрофически (даже пожертвования
собирали) и запуск назначенный на 96 год откладывался многократно вплоть до 2000
года, первый образец Ф3Д был разрушен на первом неудачном запуске Ариан-5. К
сожалению многие решения заложенные в него за это время устарели. В частности,
развитие пакетных контроллеров пошло по другому пути чем планировалось,
увеличение скорости до 38400 не произошло, пакет применили для АПРС
(автоматическое определение местоположения) где ему и место. Увеличение скорости
цифрового обмена по радио пошло по пути распределенного спектра и скорости 2 и
11 мегабит/сек сегодня доступны на безлицензионной основе,но это уже другая
история. Утром 16 ноября 2000г были получены первые сигналы с АО-40 первый
400-bps PSK бакен был принят на частоте 145.898 и уровень сигнала был огромен.
Бакен принимался и радиолюбителями на IC-706 и антенну с круговой поляризацией
на уровне S-5 и это с космического аппарата на расстоянии 35000 КМ от земли.
ОСКАР 40 был выведен на геостационарную промежуточную орбиту откуда после
проверок всех систем должен был стартовать на оконечную высокоэлиптическую в
северной полусфере (аналог АО-10 и АО-13). Это требовало включения маршевого
двигателя 400-Newton arcjet motor примерно на период в 270 дней. Подробности
запуска можно прочитать на сайте http://www.amsat.org/amsat/news/ans2000/ans00318.html#01 . Начальные тесты всех систем после старта показали хорошее соостояние
борта после вывода на геостационар, однако неудачи не оставляли АО-40, поток
телеметрии с борта был прерван 13 декабря во время тестов 400-newton propulsion
system маршевого двигателя - АО-40 замолчал и любые попытки вернуть его к жизни
не принесли результатов. Слабая надежда на то что бортовой компьютер рестартанет
16 декабря и возобновит поток телеметрии, однако этого не случилось. Наземная
команда продолжала вслепую давать команды на сброс бортового компьютера но
безрезультатно. Согласно рапорта North American Aerospace Defense Command - NORAD - АО-40
выглядел целым и орбита совпадала с оожидаемой, данные радаров совпадали с
расчетными размерами спутника и посторонних частей не наблюдалось - это не
подтверждало догадку что спутник взорвался. Бортовой компьютер IHU-1 не
воспринял *слепые команды* посылаемые наземной станцией и второй программный
watchdog также не сбросил компьютер. Однако оба таймера были программными и
наземная команда пыталась избежать холодный старт. Ф3Д был запущен несмотря на
проблемы обнаруженные в емкости с гелием которая контролировала поток топлива
для маршевого двигателя 400-newton, недостатки были выявлены на земле во время
тестов и емкость была отправлена на ремонт производителю. Регуляторы обьема и
давления работали нормально во время наземных тестов и в течении теста на
давление непосредственно перед запуском. Однако "все что под давлением - когда то
взрывается" (народная китайская мудрость). В рождество - 25 декабря прошла
команда на сброс и возобновился поток телеметрии через 2.4ГГц бакен, (по слухам
его пробили полуторокиловаттным сигналом с одной из огромных парабол 40м в
диаметре, наверное врут). Начальный анализ показал что в дополнении 2.4ГГц
передатчика 2м, 70см и 1.2 ГГц приемники и направленные антенны работают а вот
антенны с круговой диаграммой и ряд передатчиков нет. Видимо никто и никогда не
узнает точно что случилось на борту но скорость вращения и выявленный ряд
нерабочих систем говорят о небольшом взрыве емкости с гелием на борту. Более
подробно рабочие и не рабочие системы сведены в таблице. С помощью
вспомогательного двигателя АТОС АО-40 был передвинут на эллиптическую орбиту по
экватору на которой он может находится около 20 лет (по ней он летает и сейчас).
Был использован холодный пуск двигателя без зажигания , только потоком газа, но
при этом было израсходовано все топливо. Неприятности на этом не закончились и
после первых успешных связей в режиме U/S1 (435/2400) с мая 2001 по август и
успешного тестирования системы трехосевой стабилизации 13 августа отказал S1
передатчик, попытки восстановить его не увенчались успехом. В довершение всего
S1 транспондер был оснащен узконаправленной параболической антенной с высоким
коэффициентом усиления и сигналы S2 транспондера на 10 ДБ слабее , хотя антенна
имеет более широкую диаграмму направленности, но на наземной станции от этого не
легче (сигнал на 2401 в 10 раз слабее). Не исключено что при очередном
тестировании одной из систем АО-40 может замолчать навсегда не смотря на почти
полный год достаточно успешной работы через него. Наземная команда крайне
осторожно работает с бортом и благодаря ее усилиям стало возможным проводить
связи через АО-40. Более подробно здесь.
Спутник далеко не простой, это не репитер в небе, а цифроаналоговая платформа с двумя компьютерами, камерами, GPS, навигацией и множеством антенн и приемо-передатчиков.
IHU-1: |
![]() |
RF-RX: |
![]() |
V-TX: |
![]() |
RUDAK-A: |
![]() |
IHU-2: |
![]() |
V-RX: |
![]() |
U-TX: |
![]() |
RUDAK-B: |
![]() |
Magntorq: |
![]() |
U-RX: |
![]() |
S1-TX: |
![]() |
SCOPE-A: |
![]() |
E/S-Sens.: |
![]() |
L1-RX: |
![]() |
S2-TX: |
![]() |
SCOPE-B: |
![]() |
Wheels: |
![]() |
L2-RX: |
![]() |
X-TX: |
![]() |
YACE: |
![]() |
400 N Thr: |
![]() |
S1-RX: |
![]() |
K-TX: |
![]() |
Cedex: |
![]() |
ATOS: |
![]() |
S2-RX: |
![]() |
Laser: |
![]() |
GPS: |
![]() |
Sol-Arr.: |
![]() |
C-RX: |
![]() |
LEILA-1: |
![]() |
RF-Exp: |
![]() |
Omnis: |
![]() |
IF-Matrix: |
![]() |
LEILA-2: |
![]() |
SmrtNde: |
![]() |
Stab-Mode: | Spin | Sol-Arr: | undepl. | |
|
|
|
![]() |
работает/управляетсяl |
![]() |
Оценивается |
![]() |
продолжается проверка |
![]() |
функции частично утрачены |
![]() |
не работает/не |
![]() |
еще не проверялось |
Справочник по терминам
МА это moving
around - вся орбита разбивается на 256 равных частей начало орбиты перигей МА0
половина орбиты апогей МА128 - максимальное удаление от земли до 65 тыс. км.
минимальное 8000 км. Все переключения на борту происходят по номеру
МА.
IHU-1:- Internal Houskeeping Unit бортовой компьютер управления 1 и
2:
V-TX- Передача на 145: V-RX - Прием на 145:
U-TX - Передача на 435:
Magntorq - Система электромагнитов
на борту переключением которых в
небольших пределах меняется орбита
относительно магнитного поля земли:
U-RX - 435 прием: S1-TX
- 2400 передача : SCOPE-A Камера наблюдения:
E/S-Sens -
Земные и Солнечные сенсоры слежения за положением борта.:
L1-RX 1200
прием: S2-TX - 2401 передача: SCOPE-B -
Камера наблюдения:
Wheels:- система трехосевой стабилизации
L2-RX - 1200 прием: X-TX 10
Гигагерц
передача: YACE Еще одна камера наблюдения ЧБ: 400 N Thr:
-
Маршевый двигатель S1-RX- 2400 прием:
K-TX - 24ГГц передача:
Cedex:??
ATOS - еще один двигатель меньшей
мощности: S2-RX - 2401 прием:
Laser-
Лазерный передатчик: GPS - эксперимент:
Sol-Arr.
- солнечные батареи : C-RX - с-банд прием:
LEILA-1 - лимитер
АРУ: RF-Exp:?? Omnis:??
IF-Matrix - ПЧ матрица: LEILA-2 -
лимитер
2: SmrtNde ???: Stab-Mode - режим стабилизации -
вращением( Spin)
Sol-Arr: - солнечные батареи - неразвернуты
(undepl.)
73 и до встречи на АО40!
Олег ex8@mail.ru
www.qsl.net/ex8mlt