\главная\р.л. конструкции\ схемы и мануалы\...

Бюллетень Си-Би
№6 октябрь 1995 г.

Общественная организация “Ассоциация-27”
119034, Москва, ул. Пречистенка, 38. Тел./Факс. (7 095) 203-3981


Радиосвязь в диапазоне гражданского назначения: вчера, сегодня, завтра

    Радиосвязь в диапазоне 27 Мгц для гражданского применения была впервые разрешена в США в 1957 г. Число Си-Би станций, зарегистрированных в США, быстро росло: 1957 г. - 28000, 1958 г. - 36000, 1959 г. - 46000, 1960 г. - 126000, 1961 г. - 215000. К середине семидесятых годов в разрешенных тогда 23 каналах Си-Би диапазона уже работали десятки миллионов станций! В настоящее время число пользователей Си-Би диапазоном в США настолько велико, что Федеральная Комиссия Связи (FCC) отказалась от практики выдачи разрешений и регистрации радиостанций гражданского диапазона. Купив радиостанцию, технические характеристики которой отвечают требованиям FCC, любой гражданин может свободно выходить в эфир. В большинстве стран мира также разрешена гражданская радиосвязь в диапазоне 27 Мгц, хотя законодательство и технические требования к аппаратуре могут несколько отличаться. Приведем некоторые сведения о Си-Би радиосвязи по странам мира, заимствованные из “Большого Си-Би справочника Томкэта” Тома Кнейтела (третье издание, 1992 г.).

Австралия: Разрешена работа в 40 каналах международного частотного стандарта, известного в России как “Европейская” сетка C, АМ и SSB. Канал 9 используется аварийной службой, канал 8 - вызывной для автомобилистов, канал 11 - общий вызывной канал.

Великобритания: 40 стандартных каналов FM, плюс 40 каналов FM через 10 кГц между 27,60125 и 29,99125.

Венгрия: Обычные 40 каналов AM/FM/SSB. В AM/FM разрешено 4 Вт, в SSB - 12 Вт PEP (пиковой мощности огибающей).

Германия: Стандартные 40 каналов 4 Вт FM, 12 каналов 1 Вт AM, 22 канала 0,5 Вт FM, 12 каналов 0,5 Вт AM/FM и 12 каналов 0,5 Вт AM.

Греция: Стандартные 40 каналов, 5 Вт AM.

Испания: Те же стандартные 40 каналов и технические требования, как в США и Канаде.

Италия: Стандартные 40 каналов с допустимой мощностью 40 Вт. 34 AM/FM/SSB каналов, предназначенных для деловых пользователей.

Польша: 40 каналов 4 Вт AM/FM, но частоты каналов сдвинуты от международной сетки на 5 кГц вниз.

Португалия: Стандартные 40 каналов 5 Вт AM/FM, 15 Вт PEP для SSB.

США: Стандартные 40 каналов. 4 Вт AM, 12 Вт PEP SSB. Канал 9 выделен для аварийных служб.

Турция: Стандартные 40 каналов, 4 Вт AM.

Франция: Стандартные 40 каналов, 4 Вт FM, 1 Вт AM, 4 Вт PEP для SSB.

Чехословакия (бывшая): Разрешены 20 каналов, 4 Вт, AM/SSB/FM. Каналы 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27 международного стандарта.

Швейцария: Стандартные 40 каналов, 4 Вт FM. В 22 каналах разрешено 0,5 Вт AM/SSB.

Югославия (бывшая): Официальных правил нет, но используются стандартные 40 каналов, 4 Вт.

    В России радиосвязь в гражданском диапазоне была разрешена в 1988 г. В настоящее время, в связи с появлением на рынке относительно недорогой импортной аппаратуры, количество пользователей в Си-Би диапазоне быстро увеличивается. Первыми освоили Си-Би диапазон радиолюбители, наиболее подготовленные технически. В последние годы, с резким ростом цен на все услуги связи, интерес к использованию радиосвязи в гражданском диапазоне возрастает. В Си-Би диапазоне активно работают автомобилисты, предприниматели, начинающие коммерсанты, и обычные граждане, весьма далекие от техники. Количество индивидуальных радиостанций, зарегистрированных в г.Москве и Подмосковье на сентябрь 1995 г., превысило 14000 и продолжает быстро возрастать. Этому способствует организация информационно-справочных диспетчерских служб, часть из которых работают в круглосуточном режиме.

Г. Москва. В 9 канале международного частотного стандарта функционирует крулосуточная служба “КРИК” (Криминальный Радио Информационный Канал), работающая под позывным “Петровка”, с 1994 г. в 27 канале российского частотного стандарта организована крулосуточная информационно-справочная служба “Полет-27”, с 31 августа 1995 г. в 19 канале международного частотного стандарта начала работать специализированная оперативная информационно-диспетчерская служба “Москва-Авто” (с 9 часов до 21 часа), предназначенная для обслуживания автомобилистов.

Г. Зеленоград Московской обл. В 9 канале международного частотного стандарта работает крулосуточная служба, аналогичная службе “КРИК”, под позывным “Зеленоград”.

Г. Тверь. В 9 канале международного частотного стандарта с 1995 г. начала работать круглосуточная диспетчерская служба “Девятка”, выполняющая функции как криминально-аварийной, так и автомобильной информационно-справочной служб.

Г. Саратов. В 19 канале международного частотного стандарта функционирует диспетчерская служба для автомобилистов, работающая с 8 ч. до 21 ч. Под позывным “Версия”. В остальное время суток в канале работает репитер.

Г. Йошкар-Ола. В 9 канале международного частотного стандарта функционирует служба безопасности.

Г. Вологда. В 9 канале международного частотного стандарта функционирует служба безопасности. Позывной - “999”.

Г. Красногорск Московской обл. Планируется организация круглосуточной службы безопасности (канал 3 международного частотного стандарта), объединяющая службы Скорой помощи, пожарной охраны и милиции.

    В разных городах России используются разные каналы для вызова корреспондента. Ниже приводятся сведения, любезно предоставленные украинским радиолюбителем АА107. (Просьба учитывать что это данные по состоянию на 1995г. Актуальные данные вы можете посмотреть здесь. Прим WEB-мастера)

Город Канал вызова
Общевызывной канал для дальних связей 20 канал Евр. FM
Вологда 18 Евр. FM
Екатеринбург 4 Росс. АМ
Казань 18 Евр. FM + репитер
Москва 16 Росс. FM
Петрозаводск 27 Росс. FM
Самара 22 Евр. FM
Саратов 20 Росс. FM
С.-Петербург 22 Евр. FM
Пос. Селятино Наро-Фоминского р-на 5 Росс. FM + репитер
Тольятти 16 Росс. FM
Йошкар-Ола 20 Росс. FM

    В то же время пользователи радиосвязью гражданского диапазона размещены по территории России очень неравномерно. При высокой плотности станций в некоторых городах (г. Москва, г. С.-Петербург, и др.) во многих городах в Си-Би диапазоне не услышишь ни одной станции, не говоря уже о сельской глубинке... Можно ожидать, что гражданская радиосвязь в России в ближайшие годы будет бурно развиваться.


Антенны, которые мы выбираем.

Автомобильные антенны.

    Установка антенны на автомобиле имеет ряд особенностей и от ее правильности сильно зависит дальность связи. Уровень помех от системы зажигания двигателя серьезно влияет на чувствительность станции, поэтому желательно располагать антенну как можно дальше от двигателя, а питание станции осуществлять через фильтр или непосредственно от аккумуляторной батареи. Добейтесь того, чтобы уровень шума приемника при отключенной антенне не изменялся после включения двигателя. Это будет означать, что по цепям питания не проникает помех. В большинстве современных автомобильных станций используются фильтры по питанию и они не требуют дополнительной фильтрации. В этом случае подключать станцию к бортсети автомобиля можно в любой удобной точке. Постарайтесь провод к корпусу автомобиля не делать особенно длинным.

    К автомобильной антенне предъявляются настолько жесткие требования по механическим, электрическим, эстетическим и эксплуатационным параметрам, что подавляющее большинство автомобилистов используют антенны промышленного изготовления. Рынок предоставляет широкий выбор антенн, разных по цене и внешнему виду. Все типы автомобильных антенн относятся к классу антенн Ground plane, роль заземляющей поверхности которой (противовеса) выполняет металлический кузов автомобиля. При установке на кузов из диэлектрика эти антенны работать не могут (если не подстелить под нее лист металла 1,5? 1 , 5 м ), поэтому для автомобилей с пластмассовым кузовом и пластиковых катеров разработаны специальные антенны типа “вертикальный полуволновой вибратор”, оба плеча которого укорочены согласующими индуктивностями.

    Следует иметь в виду, что наилучшие результаты по дальности связи дает полноразмерная антенна длиной l/ 4 . Однако такая длинная антенна (2,75 м) имеет неприятное свойство задевать за ветки деревьев, арки, въездные ворота и т.п., поэтому производители антенн используют различные методы их укорочения (согласующая индуктивность в основании штыря, в середине его, там и там, или распределенная по всей длине антенны). Это позволяет уменьшить длину антенны, не слишком ухудшив ее характеристики по сравнению с полноразмерным штырем. Но даже для этих укороченных антенн справедливо общее правило: чем длиннее антенна, тем она эффективнее. Не рассчитывайте на хорошие результаты при использовании антенн, длина которых менее 1,2 м, какой бы сложной ни была их конструкция и что бы там ни писали в рекламных проспектах.

    Металлические и пластиковые (фиберглассовый или углепластиковый штырь с медным проводником внутри) антенны работают одинаково эффективно. Антенны на магнитном основании, широко представленные на рынке, имеют то преимущество, что легко убираются внутрь машины на стоянке, что предохраняет их от похищения, а сила магнита обеспечивает ее надежное крепление при любой скорости, однако для этих антенн справедлива та же рекомендация относительно длины, а работают они все же хуже из-за того, что связь экрана подводящего кабеля с кузовом-противовесом осуществляется через емкость основания на кузов, а не за счет непосредственного контакта. Для этих антенн изменение длины кабеля недопустимо.

    Вообще, если антенна продается вместе с кабелем, следует обратить внимание, допустимо ли изменять его длину (некоторые из моделей антенн настроены на определенную длину кабеля). Если антенна продается без кабеля, значит она настраивается на согласование с 50-омным кабелем. В этом случае используйте кабель минимальной длины, позволяющей удобно разместить станцию.

    Автомобильная антенна должна быть настроена в резонанс на средней частоте диапазона. Для этого потребуется измеритель КСВ, который включается между станцией и антенной. Различные модели антенн настраиваются разными способами, поэтому изучите инструкцию. В большинстве случаев настройка в резонанс достигается регулировкой длины штыря. Если КСВ больше на верхнем краю диапазона, длину штыря нужно уменьшить, если на нижнем - увеличить. Постарайтесь добиться минимума КСВ в середине диапазона. Минимум совсем не обязательно будет близок к 1,0. Какого КСВ нужно достигать? Если во всем диапазоне удается получить КСВ не более 2,0, - прекрасно! Не тратьте силы на его дальнейшее уменьшение, все равно возможный выигрыш никто заметить не сможет.

    Из имеющихся на рынке антенн неплохие результаты дают даже самые дешевые модели, такие как DV-27 или VA-27.
    Устанавливать антенну на автомобиле желательно как можно выше (на крыше, на переднем или заднем крыле), бампер с этой точки зрения является наихудшим местом.
    От места установки антенны зависит ее диаграмма направленности (рис.1).

    При установке антенны в середине крыши, диаграмма направленности приближается к круговой. Если антенна установлена на правом краю крыши, большее усиление она дает в направлении влево от оси автомобиля, если на левом краю, то вправо. При заднем размещении антенны она наиболее эффективно работает вперед.

    На крупногабаритных грузовиках и фургонах часто используются системы из двух антенн, соединяемых сфазированным V-образным кабелем. Из теории антенн известно, что два одинаковых вибратора, размещенных на расстоянии полволны (5,5 м) друг от друга, дают диаграмму направленности в форме восьмерки (рис.2). При этом в направлениях линии размещения антенн наблюдается резкий минимум, а в перпендикулярных направлениях наблюдается усиление на 3 дБ.

    Если разместить эти антенны на расстоянии около 3 метров (максимальная ширина автомобиля) друг от друга (например, на зеркалах заднего вида грузовика или на крыше фургона), то эффект сложения и подавления сигналов существенно ослабляется (рис.3), в результате чего такие двойные антенны работают не лучше, чем одинарные, установленные на крыше кабины. Единственным оправданием применения двойных антенн (кстати, вдвое более дорогих) может служить меньшее затенение их высоким и широким кузовом, благодаря чему несколько улучшается диаграмма в направлении назад. Кабели, соединяющие двойные антенны с радиостанцией, обеспечивают согласование и фазировку антенн, поэтому менять их длину и волновое сопротивление нельзя.

    Виды крепления антенн можно разделить на 3 основные группы: крепление в отверстие в кузове, крепление в виде кронштейна, устанавливаемого на водосливной бортик крыши или зеркала, и магнитные основания (рис.4). Имеется широкий спектр аксессуаров и принадлежностей, включающий разнообразные скобы, зажимы, фиксаторы и т.д. Выбирайте крепления по своему вкусу.
    Необходимо только обращать внимание на непременное соблюдение основного принципа: надежный контакт антенны с кузовом, отсутствие ненадежных контактов в заделке коаксиального кабеля в разъемы (в том числе в разъемах и подпружиненных контактах салазок при съемных вариантах трансивера).
    При установке антенны в отверстие в кузове обязательно зачистите краску изнутри кузова в месте крепления, при монтаже антенны на кронштейн, устанавливаемый на водосливной бортик, нужно обеспечить хорошее электрическое соединение кронштейна с кузовом (зачищая краску на бортике в местах контакта, или, (если краску зачищать не хочется из соображений коррозии), с помощью самонарезающего шурупа, ввертываемого в отверстие, специально просверленное в бортике).

Владислав “Ребус” (3А13277)


Возврат