Назад Оглавление Вперед |
Рассказ об QRP - экспедиции будет неполным без описания подготовительного этапа. На самом деле он занял наверное больше сил и времени, чем сама экспедиция. Я не хочу останавливаться на процессе получения позывного EM5QRP. Эта история стоит целого романа и седых волос председателю UR-QRP-C. Хочу остановиться только на подробностях технической подготовки к экспедиции. Надеюсь, это будет полезно для всех тех, кто собирается совершить QRP - экспедицию в будущем. Изложу процесс подготовки на своем примере.
Я планировал взять в QRP - экспедицию два самодельных трансивера для работы на 160, 80, 40 метров и трансивер промышленного изготовления "Promed-72" для работы в СВ-диапазоне. Все эти аппараты были в рабочем состоянии, проверены, неоднократно использовались мной для экспедиционной работы. Необходимо сразу отметить, что для работы в экспедициях необходимо использовать только надежные, проверенные в полевых условиях и работающие без сбоев трансиверы. Если аппарат ненадежно работает в условиях комнаты, то в горах он непременно выйдет из строя.
Еще есть специфические требования, которые необходимо применять к экспедиционным аппаратам. Основное из них - это унификация всех разъемов экспедиционных трансиверов. Наушники, микрофон, телеграфный ключ от одного аппарата должен подходить к другому аппарату. Антенные гнезда, клеммы питания и напряжения источников питания тоже должны быть унифицированы. К сожалению для моей аппаратуры это требование не выполнялось. Самодельные КВ-трансиверы делались мной в разное время. Трансивер на 40 метров был изготовлен в 1995 году, трансивер для диапазона 160-80 метров был изготовлен в 1999 году. Трансивер на 40 метров был рассчитан на питание от 15 В (10 элементов R20 или D-типа) трансивер на 160-80 метров был рассчитан на питание от 3 В (2 элемента R20 или D-типа). СВ-трансивер "Promed-72" был рассчитан на питание от 12 В (но мог работать и от 15 В). Во всех трех трансиверах выходные антенные гнезда, гнезда подключения наушников были разные. Были разные и гнезда для подключения телеграфного ключа для КВ - трансиверов. Все это заставило меня спаять перед экспедицией несколько переходных устройств. С помощью их стало возможным подключать одни наушники, телеграфный ключ или согласующее устройство к любому из трансиверов.
Следующее правило - воздерживаться от существенных доработок уже работающих аппаратов. Часто, выполняя мелкую доработку аппарата можно нечаянно вывести его из строя, и исключить из числа экспедиционных аппаратов. Все доработки необходимо проводить задолго до начала экспедиции, хотя бы за несколько месяцев. Три недели перед экспедицией, трансиверы постоянно включенными стояли на моем столе. Время от времени я проводил на них связи и контролировал работоспособность этих аппаратов.
Необходимо чтобы аппараты, предназначенные для использования в экспедиции могли работать на любую нагрузку - как согласованную, так и несогласованную. Во время экспедиции часто возможны условия, когда ранее согласованная антенна превращалась в несогласованную. В результате этого значительно возрастает КСВ в фидере антенны, что может привести к выходу из строя транзисторов выходного каскада.
Для надежной работы трансиверов в экспедиции необходимо совместно с ними использовать согласующее устройство. Мной несколько лет назад были выполнены два надежных, легких согласующих устройства, способных перекрыть все любительские КВ-диапазоны частот от 160 до 10 метров. Эти согласующие устройства были мной неоднократно проверены в полевых условиях и постоянно эксплуатировались мной на моей домашней QRP-радиостанции. Они меня не подвели во время нашей работы на Ай-Петри! К самодельным трансиверам мной ранее были изготовлены несколько проволочных дипольных антенн для диапазона 160, 80, 40 метров. Эти антенны, различные переходники, провода, капроновые веревки для оттяжки антенн, все вошло в мой багаж. Был приготовлен набор проволочных дипольных, направленных для диапазонов 20, 15, 10 метров антенн. Предполагалось установить направленные антенны в сторону США или Океании, чтобы была возможность проведения QRP-DX QSO. Но, жизнь вносит свои коррективы в замыслы человека, и нам не удалось использовать направленные антенны в нашей экспедиционной работе. Причины этого будут изложены ниже.
Кроме этого был приготовлен запас свечей для работы из палатки, и большой фонарь с питанием как от аккумуляторов, так и от источника напряжения на 4,5 вольт. В нашей QRP экспедиции мы планировали работать круглые сутки - ночью и днем, поэтому фонарь был нам необходим для ночной работы. В самом деле он нас выручил. С помощью этого фонаря мы при работе ночью записывали проведенные радиосвязи.
Была приготовлена палатка и принадлежности, обеспечивающие работу в ней. Это спальный мешок, пенополиуретановые коврики. Подставки для свечей, многие другие мелочи, описание которых займет целую страницу. Но палатка нам впоследствии не понадобилась. Но не буду спешить, чтобы раскрыть причины, по которым это произошло, а перейдем к описанию других необходимых вещей. Я так подробно на них останавливаюсь для того, чтобы тем, кто будет организовывать подобные экспедиции, было легче к ним готовиться.
Но можно сказать, что все равно не возьмешь с собой всего необходимого. Обязательно случиться так, что чтонибудь забудешь. В этом случае желательно чтобы некоторые необходимые вещи были дублированы другими членами QRP - экспедиции. В этом случае можно избежать неприятностей с отсутствием некоторых забытых вещей.
Вообще можно следовать правилу: брать по максимуму необходимые (без которых, как вам кажется, при сборах, в экспедиции не обойтись) вещи, все равно, некоторые вещи будут забыты, некоторые не будут использованы в силу объективных обстоятельств. Но это будет лучше, чем если бы была упущена возможность QRP - работы из экспедиции только из-за каких то забытых в городе вещей.
К описанию необходимых вещей следует добавить съестные припасы. Это и тушенка, и всякие каши, сухие супы. На Ай-Петри отсутствуют магазины, и пополнить запасы можно только в Ялте. А добраться в Ялту представляет собой нелегкое дело, особенно если погода неблагоприятная.
Итак, приготовления к экспедиции были закончены. На полу моей комнаты лежала громадная груда вещей, которую необходимо было вопервых вместить в рюкзак и большую сумку, а во-вторых поднять. Если первое хоть с трудом, но можно было выполнить, то второе уже представляло собой сложную задачу. И все-таки с этими задачами я справился. Вспомнилось, что груз многих DX - экспедиций составлял по несколько тонн веса. Хорошо, что QRP аппаратура, и антенны весят гораздо меньше. Первый этап экспедиции, который можно назвать одним из главных - подготовительный - был окончен.
Вызвав такси к подъезду я отправился на вокзал. Спустя полчаса прибыл поезд из Курска, на котором приехал член нашей QRP экспедиции - UA3WX, Николай. Билеты были приобретены (правда в разные вагоны), мы сели в поезд Москва-Симферополь и отправились на встречу с нашими товарищами.